Переселение казаков на Кубань

Тема: «Историческая карта Кубани. Переселение казаков Традиции и культура кубанских казаков».
Цели:
o   расширить представление о казачестве, кубанских традициях,    
o   кубанских пословицах, загадках, песнях,
o   развивать интерес учащихся к истории родного края, её прошлому;
o   воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: карта Краснодарского края, презентация, мультимедийный проектор, запись гимна Краснодарского края, проигрыватель  CD.

                 Сегодняшний урок мне хотелось бы начать строчками из стихотворения Вадима Неподоба: (слайд № 1 )

   У каждого на свете есть, наверно,
                                       Любимый уголок земли, такой,
                                       Где листья по-особому на вербе
      Склонились над задумчивой водой.
                                       Где небо выше и просторы шире
                                       И так привольно и легко дышать,
         Где ко всему в прекрасном этом мире
                                       По-детски тянется душа.
                                                                     
- О каком «любимом уголке» говорит автор?
- О чём это стихотворение?
            - Как называется  наша с вами малая родина?
     Кубань – чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых снежных полей, привольных степей и цветущих садов. Край в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы и виноградари, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и поэты… И все они стремятся сделать нашу Кубань ещё лучше, богаче, красивее.
Наш урок мы с вами начнем с того, что вспомним некоторые моменты из истории нашего края.
- Покажите на карте территорию Краснодарского края.
- Давайте совершим путешествие в то время, когда началось заселение Кубани казаками.
Казачья делегация (слайд № 2) прибыла в Санкт-Петербург 30 марта 1792 года, а 1 апреля казаки попали на приём к императрице с прошением отвести казачьему войску земли на Тамани и берегах Кубани. Императрица Екатерина, помня военные заслуги казаков перед Отечеством, решила их просьбы удовлетворить. К тому же, как верно рассчитывала государыня, казаки будут охранять южную границу – другим поселенцам с этим не справиться.
Казаки переселялись целыми курениями, казацкими селениями. Одни пришли на Кубань по суше, другие по морю. ( слайд № 3 )
Первый отряд казаков под командованием полковника Саввы Белого, следовавший морем, высадился в августе 1792 года на берегу Таманского полуострова. Сегодня на этом месте стоит памятник казакам-переселенцам. ( слайд № 4). Второй отряд, во главе с атаманом Захарием Чепегой, осенью того же года, двигаясь посуху, подошёл к Ейскому укреплению (слайд № 5). Осеннее ненастье вынудило казаков зимовать здесь, и только весной они отправились в дорогу. Долгим показался казаком путь по бескрайней цветущей кубанской степи. Лишь скрип телег, запряжённых волами, да конский топот нарушали вековую тишину этих мест. По дороге к ним присоединился последний отряд во главе с войсковым судьей Антоном Головатым. Наконец подошли к высокому берегу Кубани. Здесь казаки заложили крепость. Казаки насыпали вокруг неё земляной вал, установили земляные вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала крепость с трёх сторон и надёжно защищала от врагов. Войсковой град казаков получил название Екатеринодар. В 2006 году в городе Краснодаре (бывшем Екатеринодаре) был открыт памятник Екатерине Великой.  Воинские заслуги кубанских казаков нашли отражение в гербе и флаге Краснодарского края. ( слайд № 6).
Символика Краснодарского края (слайды № 7 - 16) :
     На зелёном щите герба изображена крепость, говорящая о военных заслугах казачества, с двумя круглыми башнями, с открытыми воротами. Над башней золотой пернач между двух серебряных бунчуков с золотыми остриями на золотых древках. Щит окружают лазоревые знамёна, пожалованные нашим предкам за мужество и верную службу. В золотой верхней части щита чёрный орёл, имеющий на груди кавказский крест. Буквы РФ на гербе указывают на то, что наш край входит в состав Российской федерации.
     На флаге Краснодарского края полосы лазоревого, малинового и зелёного цветов. Существует две версии их расшифровки. Одна из них: верхняя узкая полоса лазоревого цвета символизировала иногороднее население края, средняя широкая малинового цвета – казачье, нижняя узкая, зелёного цвета – черкесское. Вторая версия трактует флаг как своеобразное единство территориальных групп казачества и горцев.

 Итак, люди стали обживаться на новом месте.
 - В  каком же году началось переселение казаков на Кубань?
У казаков стали зарождаться свои кубанские традиции. Казаки славились отвагой, были хорошими воинами и на суше и на море. Они несли воинскую службу все поголовно. В казачьей семье и отец, и дед, и прадед все были воинами.
         К службе готовились с детства. В воспитании мужчины-защитника, бойца, добытчика  существовали веками установившиеся традиции.  Когда в семье рождался сын, ему «на зубок» все родные и знакомые приносили кто стрелу, кто саблю, кто патроны, а кто и ружьё. А когда мать после крестин возвращалась из церкви домой, отец, надев на сына саблю, сажал его на коня, подстригал ножницами волосы в кружок и возвращал матери, поздравляя её с казаком.
Лет с 3-5 казачонка уже приучали к верховой езде. Стрелять учили с 7 лет, рубить шашкой с 10. Рукопашному бою учили с 3-х лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. Но они были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.

         Одной из главных задач казачонка всегда была учёба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, студентов и юнкеров даже старики звали по имени отчеству. Смекалка и умение быстро находить решение всегда ценились. Сможете ли вы отгадать кубанские загадки? (Загадывают дети).

Кубанские загадки (слайд № 17) :
Стоит столбом, горыть огнём, ни жару, ни пару, ни угольев. (свеча)
Новая посудына уся в дырах. (решето)
Жовтый шар сыпэ жар.(солнце)
Висит, телепается, всяк за него хватается. (рушнык)
Длинна дровыняка в желизо нарядылась, в работе 
пригодылась.(лопата)
Сталы хлопци в ряд, проходыть нэ велять. (плэтэнь)
Бьють мэнэ ломакою, рижуть мэнэ ножакою, за то мэнэдюже губять,  
що вси мэнэ  дюже любять.(хлеб)  
                                                         
        Незадолго до призыва молодой казак ходил по домам, приглашал на проводы в армию. Проводы устраивались в доме новобранца. Самым важным действием на проводах считалось родительское благословение, во время которого отец напутствовал иконой, а мать вешала на шею сыну образок и мешочек с родной землей. Посмотрите, как это происходило.

 Инсценировка (в ней участвуют заранее подготовленные ученики):
Действующие лица: Отец-казак, мать, сын-казак
.
Отец: Вот икона святая, дорогой сынок! Помни Бога в начале и не забывай его заповеди!  Служи отчизне верой и правдой. Слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на службу Отечеству. Вот тебе благословление (подаёт икону) от меня и от моей матери. Послужи Отечеству, как деды и отцы твои служили.
Сын: Прости меня, родной батюшка. Прости меня, родная матушка. Даст Бог, свидимся.  Буду служить честно. Не будет вам за меня стыдно.
Мать: (подаёт мешочек) Вот тебе горсть родной земли. Она из нашего сада. Пусть на чужбине с тобой всегда будет родная земля.

       Получив благословение, казак выходил на двор и садился на коня. Далее он ехал к церкви, где служили молебен. У церкви собирались все, кто уходил на службу. До околицы их провожала вся деревня, пели песни, а иногда и накрывали столы. Коня до околицы под узды могла вести жена или невеста казака.
       Не менее интересными были традиции встречи отслуживших казаков. Возвращающихся молодых людей встречала вся станица во главе с атаманом. Старший урядник рапортовал атаману о завершении службы. Затем все отправлялись в храм, где совершался благодарственный молебен. Обычно казаки приносили в храм иконы, крест, евангелие. Отслужив молебен, все шли к станичному правлению, где служивым преподносились станичные хлеб-соль.
Прочитайте кубанские пословицы и определите, какие черты характера считались положительными, ценились у казаков, а какие были отрицательными. ( слайд № 18 )
Терпи, казак, - атаманом будешь.
Казак и в беде не плачет.
Ушел с поста – пропустил врага.
Кто пожалел врага, у того жена вдова.
Ни один праздник, ни одно событие не обходилось без казачьей песни. Это нашло отражение в поговорке:
«Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев.» ( звучит фонограмма песни в исполнении кубанского казачьего хора)
    Очень много сложено на Кубани  красивых песен о Родине, о природе, о быте казаков. Но сколько хороших песен ни будет сложено о Кубани, есть одна песня, которая сегодня, как и много лет назад, волнует сердца кубанцев, вызывает гордость за героическое прошлое, учит беречь и любить Родину, нашу Кубань. Это песня «Ты, Кубань, ты наша Родина», которая является гимном Краснодарского края.
( исполняется гимн )
  Вот и подошло к концу наше путешествие.
Итог урока:
- О чём мы сегодня с вами говорили?
- Для чего необходимо знать прошлое своего народа?
- Что самое важное вы запомнили на уроке?
- Закончилось наше путешествие в прошлое, мы с вами вспомнили некоторые сведения из истории нашего края, узнали очень много интересного и я надеюсь, что то что вы узнали сегодня вы будете использовать сами и делиться с другими. Ведь любить свою родину- это в первую очередь значит знать ее историю.
Домашнее задание: найти несколько пословиц, кроме тех которые звучали на уроке для создания коллективного сборника




Комментариев нет:

Отправить комментарий