Тема: «Историческая карта Кубани. Переселение казаков Традиции
и культура кубанских казаков».
Цели:
o
расширить представление
о казачестве, кубанских традициях,
o
кубанских пословицах,
загадках, песнях,
o
развивать интерес
учащихся к истории родного края, её прошлому;
o
воспитывать
чувство патриотизма.
Оборудование: карта
Краснодарского края, презентация, мультимедийный проектор, запись гимна
Краснодарского края, проигрыватель CD.
Сегодняшний урок мне хотелось
бы начать строчками из стихотворения Вадима Неподоба: (слайд № 1 )
У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,
Где
листья по-особому на вербе
Склонились
над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы
шире
И так привольно
и легко дышать,
Где ко всему в прекрасном этом мире
По-детски тянется душа.
- О каком «любимом уголке» говорит автор?
- О чём это стихотворение?
- Как называется наша с вами малая родина?
Кубань – чудесный, благодатный край. Край
снежных гор и золотых снежных полей, привольных степей и цветущих садов. Край в
котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы и
виноградари, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, учёные и спортсмены,
художники и поэты… И все они стремятся сделать нашу Кубань ещё лучше, богаче,
красивее.
Наш урок мы с вами начнем с того, что вспомним
некоторые моменты из истории нашего края.
- Покажите на карте территорию Краснодарского края.
- Давайте совершим путешествие в то время, когда
началось заселение Кубани казаками.
Казачья делегация (слайд № 2) прибыла в
Санкт-Петербург 30 марта 1792 года, а 1 апреля казаки попали на приём к
императрице с прошением отвести казачьему войску земли на Тамани и берегах
Кубани. Императрица Екатерина, помня военные заслуги казаков перед Отечеством,
решила их просьбы удовлетворить. К тому же, как верно рассчитывала государыня,
казаки будут охранять южную границу – другим поселенцам с этим не справиться.
Казаки переселялись целыми курениями, казацкими
селениями. Одни пришли на Кубань по суше, другие по морю. ( слайд № 3 )
Первый отряд казаков под командованием полковника
Саввы Белого, следовавший морем, высадился в августе 1792 года на берегу Таманского
полуострова. Сегодня на этом месте стоит памятник казакам-переселенцам. (
слайд № 4). Второй отряд, во главе с атаманом Захарием Чепегой, осенью
того же года, двигаясь посуху, подошёл к Ейскому укреплению (слайд
№ 5). Осеннее ненастье вынудило казаков зимовать здесь, и только весной
они отправились в дорогу. Долгим показался казаком путь по бескрайней цветущей
кубанской степи. Лишь скрип телег, запряжённых волами, да конский топот
нарушали вековую тишину этих мест. По дороге к ним присоединился последний
отряд во главе с войсковым судьей Антоном Головатым. Наконец подошли к высокому
берегу Кубани. Здесь казаки заложили крепость. Казаки насыпали вокруг неё
земляной вал, установили земляные вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала
крепость с трёх сторон и надёжно защищала от врагов. Войсковой град казаков
получил название Екатеринодар. В 2006 году в городе Краснодаре (бывшем
Екатеринодаре) был открыт памятник Екатерине Великой. Воинские заслуги кубанских казаков нашли
отражение в гербе и флаге Краснодарского края. ( слайд № 6).
Символика Краснодарского края (слайды № 7 - 16) :
На зелёном щите герба изображена крепость,
говорящая о военных заслугах казачества, с двумя круглыми башнями, с открытыми
воротами. Над башней золотой пернач между двух серебряных бунчуков с золотыми
остриями на золотых древках. Щит окружают лазоревые знамёна, пожалованные нашим
предкам за мужество и верную службу. В золотой верхней части щита чёрный орёл,
имеющий на груди кавказский крест. Буквы РФ на гербе указывают на то, что наш
край входит в состав Российской федерации.
На флаге Краснодарского края полосы
лазоревого, малинового и зелёного цветов. Существует две версии их расшифровки.
Одна из них: верхняя узкая полоса лазоревого цвета символизировала иногороднее
население края, средняя широкая малинового цвета – казачье, нижняя узкая,
зелёного цвета – черкесское. Вторая версия трактует флаг как своеобразное
единство территориальных групп казачества и горцев.
Итак, люди стали
обживаться на новом месте.
- В каком же году началось переселение казаков на
Кубань?
У казаков стали зарождаться свои кубанские традиции. Казаки
славились отвагой, были хорошими воинами и на суше и на море. Они несли
воинскую службу все поголовно. В казачьей семье и отец, и дед, и прадед все
были воинами.
К службе готовились с детства. В
воспитании мужчины-защитника, бойца, добытчика
существовали веками установившиеся традиции. Когда в семье рождался сын, ему «на зубок» все
родные и знакомые приносили кто стрелу, кто саблю, кто патроны, а кто и ружьё.
А когда мать после крестин возвращалась из церкви домой, отец, надев на сына
саблю, сажал его на коня, подстригал ножницами волосы в кружок и возвращал
матери, поздравляя её с казаком.
Лет
с 3-5 казачонка уже приучали к верховой езде. Стрелять учили с 7 лет, рубить
шашкой с 10. Рукопашному бою учили с 3-х лет, передавая особые, в каждом роду
хранившиеся приёмы. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли
волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. Но они
были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.
Одной из главных задач казачонка
всегда была учёба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в
семьях, студентов и юнкеров даже старики звали по имени отчеству. Смекалка и
умение быстро находить решение всегда ценились. Сможете ли вы отгадать
кубанские загадки? (Загадывают дети).
Кубанские загадки (слайд № 17) :
Стоит столбом, горыть огнём, ни жару, ни пару, ни
угольев. (свеча)
Новая посудына уся в дырах. (решето)
Жовтый шар сыпэ жар.(солнце)
Висит, телепается, всяк за него хватается. (рушнык)
Длинна дровыняка в желизо нарядылась, в работе
пригодылась.(лопата)
Сталы хлопци в ряд, проходыть нэ велять. (плэтэнь)
Бьють мэнэ ломакою, рижуть мэнэ ножакою, за то
мэнэдюже губять,
що вси мэнэ дюже
любять.(хлеб)
Незадолго
до призыва молодой казак ходил по домам, приглашал на проводы в армию. Проводы
устраивались в доме новобранца. Самым важным действием на проводах считалось
родительское благословение, во время которого отец напутствовал иконой, а мать
вешала на шею сыну образок и мешочек с родной землей. Посмотрите, как это
происходило.
Инсценировка
(в ней участвуют заранее подготовленные ученики):
Действующие
лица: Отец-казак, мать, сын-казак
.
Отец: Вот икона святая, дорогой сынок! Помни Бога в начале и не забывай его
заповеди! Служи отчизне верой и правдой.
Слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили
и вскормили тебя на службу Отечеству. Вот тебе благословление (подаёт икону) от
меня и от моей матери. Послужи Отечеству, как деды и отцы твои служили.
Сын: Прости меня, родной батюшка. Прости меня, родная матушка. Даст Бог,
свидимся. Буду служить честно. Не будет
вам за меня стыдно.
Мать: (подаёт мешочек) Вот тебе горсть родной земли. Она из нашего сада.
Пусть на чужбине с тобой всегда будет родная земля.
Получив
благословение, казак выходил на двор и садился на коня. Далее он ехал к церкви,
где служили молебен. У церкви собирались все, кто уходил на службу. До околицы
их провожала вся деревня, пели песни, а иногда и накрывали столы. Коня до
околицы под узды могла вести жена или невеста казака.
Не менее интересными были традиции
встречи отслуживших казаков. Возвращающихся молодых людей встречала вся станица
во главе с атаманом. Старший урядник рапортовал атаману о завершении службы.
Затем все отправлялись в храм, где совершался благодарственный молебен. Обычно
казаки приносили в храм иконы, крест, евангелие. Отслужив молебен, все шли к
станичному правлению, где служивым преподносились станичные хлеб-соль.
Прочитайте кубанские
пословицы и определите, какие черты характера считались положительными,
ценились у казаков, а какие были отрицательными. ( слайд № 18 )
Терпи, казак, - атаманом будешь.
Казак и в беде не плачет.
Ушел с поста – пропустил врага.
Кто пожалел врага, у того жена
вдова.
Ни один праздник, ни
одно событие не обходилось без казачьей
песни. Это нашло отражение в поговорке:
«Казак без песен, что виноградная
лоза без гроздьев.» ( звучит фонограмма песни в исполнении кубанского казачьего
хора)
Очень много сложено на Кубани
красивых песен о Родине, о природе, о быте казаков. Но сколько хороших
песен ни будет сложено о Кубани, есть одна песня, которая сегодня, как и много
лет назад, волнует сердца кубанцев, вызывает гордость за героическое прошлое,
учит беречь и любить Родину, нашу Кубань. Это песня «Ты, Кубань, ты наша
Родина», которая является гимном Краснодарского края.
( исполняется гимн )
Вот и подошло к концу наше путешествие.
Итог
урока:
- О чём мы сегодня с вами говорили?
- Для чего необходимо знать прошлое
своего народа?
- Что самое важное вы запомнили на
уроке?
- Закончилось наше путешествие в
прошлое, мы с вами вспомнили некоторые сведения из истории нашего края, узнали
очень много интересного и я надеюсь, что то что вы узнали сегодня вы будете
использовать сами и делиться с другими. Ведь любить свою родину- это в первую
очередь значит знать ее историю.
Домашнее
задание: найти несколько пословиц, кроме тех которые звучали на
уроке для создания коллективного сборника
Комментариев нет:
Отправить комментарий