Население Кубани в разные исторические эпохи

Тема: «Население Кубани в различные исторические эпохи, особенности быта и культуры.
Историческая карта Кубани»
(интегрированный урок кубановедения и Изо)

Цели 1. познакомить с историей нашего края  в VI в. до н. э., с особенностями быта и культуры людей данной исторической эпохи.
         2. воссоздать макет жилища греков на Кубани.
         3. воспитывать интерес к истории края, понимания важности охраны и сохранения памятников культуры.


Материалы и оборудование.
1.     карта Кубани с изображением городов с греческими названиями в прошлом.
2.     иллюстрации с изображением греческих поселений на Кубани, греческого жилища, занятий греков, посуды, мебели, одежды греков.
3.     фотографии с изображениями предметов быта в VI в. до н. э.
4.     аудиокассета с записью греческого танца «Сиртаки».
            6. выставка книг по истории
         7. рисунки детей
         8. детали макета жилища греков, сделанные детьми на уроках труда.

Содержание урока

1-й ученик       Могучие горы,
                       Степные просторы,
                       Приморского берега грань,
                       Леса и поляны,
                       Сады и лиманы-
                       Все это - родная Кубань.
                                 Родные станицы,
                                 Разливы пшеницы,
                                 Плывет за комбайном комбайн
                                 Огни городские,
                                 Гудки заводские –
                                 Все это родная Кубань.
                       Веселые песни
                       Летят в поднебесье
                       Открытая высь голуба
                       И нету красивее
                       Края России
                       Чем наша родная Кубань!

     2-й ученик.   В жизни нам дана
                          Родина одна
                          У меня она – вишня у окна
                          Прямо у дверей        золото полей
                          Дума вековая стройных тополей
                                 Здесь моя тропа пролегла в хлеба,
                                 Здесь моя судьба – радость и борьба,
                                 Здесь мои друзья,
                                 Здесь моя семья,
                                  Большего не скажешь -  здесь земля моя!

Для чего мы должны знать историю нашего края?
     Сегодня мы познакомимся с особенностями быта и культуры населения Кубани в VI в.  до н. э. и соберем макет жилища того времени.

Рассказ учителя о греческих поселениях на территории Кубани в VI в.  до н. э. , сопровождаемый показом иллюстраций и исторической карты
 Задолго до того, как наш край стал называться Краснодарским, еще до нашей эры, на территории Кубани жили другие народы: меоты, скифы, сарматы, гунны.
         В VI в.  до н. э. на берегах Черного и Азовского морей стали появляться и греки, создавая большие греческие поселения (или колонии). Состоятельные греки решили сюда переселиться. Как вы думаете, почему их тянуло на эти земли? (Чтобы заняться земледелием и торговлей.)
Постепенно греческие поселения стали образовывать целые города-колонии, которые в VI в.  до н. э. объединились в Боспорское царство.
Справка: Боспор – бычий брод, так называли Керченский пролив. Покажите на карте Керченский пролив. Какие современные города расположены рядом? Территория нашего края частично входила в состав  этого царства.
 Здесь находились города: Горгиппия (Анапа), Фанагория (пос. Сенной), Гермонасса (Тамань) и др.

Жители городов-колоний выращивали хлеб, разводили сады и виноградники, строили корабли, обрабатывали металл, обжигали посуду, строили дома, дворцы, храмы, крепости. Всему этому учились у них и жившие в то время народы, а затем и следующие поколения, вплоть до наших времен. Докажите.
До сих пор у нас в крае замечательные сады и виноградники, многие из построек имеют элементы греч. архитектуры – колонны и, конечно же, на Кубани выращивается очень много пшеницы, Кубань даже называют житницей России. Греческие поселения повлияли  на культуру нашего края, на его развитие. Это часть истории Кубани и мы должны знать о ней, беречь ее.
Практическая работа: чтобы лучше представить эпоху времен Боспорского царства, быт жителей этого государства, создадим макет греческого жилища. Пусть собранный нами макет будет маленьким памятником истории Кубани  VI в.  до н. э.
У нас есть группы (строители,  мебельщики, скульпторы и модельеры, садоводы, гончары), каждая из которых должна была сделать набросок своей части работы.
Коллективный анализ набросков.
Первая группа – строители. Вам нужно было построить сам дом.
- Расскажите, что вы узнали о греческих домах?
В центре дома был двор, где греки вели хозяйственные дела, принимали гостей, а в хорошую погоду давали пиры. Во двор выходили двери столовой, жилых комнат и кухни, где находился домашний очаг. Под двором и комнатами нижнего этажа были расположены подвалы, погреба и цистерны для сбора воды.
Греческие дома делились на две половины: мужскую и женскую (комнаты жены хозяина дома и его дочерей), более удаленную от улицы. Дома почти всегда строились в два этажа. В небогатых жилищах второй этаж соединялся с нижним внутренней лестницей; наверху располагались кладовые, чердак и помещения для служанок. Когда для семьи владельца было достаточно комнат нижнего этажа, верхний этаж охотно сдавали внаем посторонним. В этом случае лестницы из верхних комнат выходили прямо на улицу.
Заполняем внутренний дворик.
Вторая группа – мебельщики. Вам нужно было изготовить мебель.
- Какая мебель была в греческих домах?
(Кресло – «климос», «тронос»-высокое со скамьей для ног, сиденье устлано мягкими коврами и пурпурными тканями.
Диван – «Канапелон» Древнегреческая скамья с округлой спиной и закругленными боками,
Стул – на нем сидели, в основном, дети и женщины. Мужчины предпочитали возлежать во время бесед и пиров
Табуреты – в основном складные, но были и обычные, очень широко применялись,
Кушетки – обязательно находились в столовой и комнате для деловых встреч).
Третья группа – гончары. Вы должны были изготовить посуду
         - Что вы узнали о греческой посуде?

Посуда была сделана из глины (керамическая), украшена росписью (рис 4, 5, 6). По рисункам на посуде можно рассказать, как жили и чем занимались древние греки.

Виды посуды:
·        Килик – плоская чаша для питья
·        Кратер – сосуд для смешивания вина с водой
·        Амфора – сосуд для вина, масла, сужающийся к низу, с узким горлом и 2 ручками.
·        Карчесион – чаша с ручками для питья
·        Акатос – чаша вида лодочки
·        Киликс или фиал – красивая чаша на ножке с 2 ручками
·        Оксифофон – блюдо для рыбы
·        Дискос – поднос круглой формы с возвышающимися краями

Четвертая группа – скульпторы и модельеры
        
В связи с теплым климатом одежда была открытой, легкой. Костюм состоял из двух элементов: рубашки (хитон) и плаща (гиматий), который обертывали вокруг тела и застегивали на плече.
Гиматий должен был ниспадать с плеч красивыми складками, поэтому к его уголкам пришивали небольшие грузики.
Положение в обществе определяло способ и умение носить одежду. Так, например, мудрецы и ученые мужи прятали под складками одежды кисти рук, чтобы показать, что они не занимаются физической работой.
Греч. дома украшали статуи, бюсты. Где они стояли? Кому посвящались?
                   (перед домом или в доме, во внутреннем дворике. Посвящались богам, ученым, победителям спартакиад )

Пятая группа – садоводы.
         Задание – озеленить греч. жилище.
         - Что вы узнали о том, какие растения были в греческих поселениях?
                   (виноград, оливковое, лавровое дерево)
Учащиеся выполняют задания, отдельные части собирают в единую модель.
Вопросы для закрепления:
Где можно познакомиться с предметами старины?
Что такое исторические памятники?
Почему важно сохранять исторические памятники?
Домашнее задание: представьте, что, благодаря машине времени, грек, ваш ровесник, попадает в наше время. Что вы могли бы рассказать ему о современных городах, о быте их жителей?
Методические рекомендации: данный материал можно распределить на 2 урока.



Тема: Население Кубани в различные исторические эпохи, особенности быта и культуры.

Тема: Население Кубани в различные исторические эпохи. Особенности быта и культуры.

Цели:
           Знать особенности быта и культуры жителей Кубани и их связь с историческим прошлым края.
         Уметь: находить эти зависимости в бытовой жизни и обрядах.
         Развивать: речь, логическое мышление, творческие способности.
         Воспитывать: любовь к родине, родному краю, уважение к людям Кубани.

Оборудование: рисунки людей в национальных одеждах и с подписью времени, историческая карта Краснодарского края, справочная литература.

Содержание урока:
Тема урока: (открывается запись на доске) «Население Кубани в различные исторические эпохи. Особенности быта и культуры». Какие знания нам понадобятся?
Какие народы населяли территорию нашего края.
На доске появляется запись:                             КАЗАКИ
                                                                           МЕОТЫ
                                                                           ГРЕКИ
                                                                           АДЫГИ
                                                                           САРМАТЫ
                                                                           СКИФЫ
        
          Расскажите о них, используя уже известные вам факты. Одновременно мы будем «заселять» карту нашего края определенными народами.
Работаем в группах. Каждой группе я предлагаю рисунок человека в национальной одежде и с подписью эпохи, в которой этот народ жил на территории нашего края. Группе предстоит узнать:
1.     Название. Время заселения.
2.     Основные занятия населения.
3.     Зависимость места поселения и занятия населения.
4.     Интересные факты, обряды.
5.     Одежда.
На задание 10 минут.
         Учитель раздает нарисованные на бумаге фигурки людей в национальной одежде с подписью времени заселения этим народом территории края.
1 группа – САРМАТЫ,
2 группа – МЕОТЫ,
3 группа – ГРЕКИ,
4 группа – АДЫГИ.
5 группа - скифы

Слово «меоты» означает «море, которое мутнеет» или «соленое болото», потому что жили они возле плавней, возле реки Кубань. Заселились они в VIII веке до нашей эры.
Прикрепляет на карту своего «героя».
Главным занятием было земледелие. Выращивали просо, рожь, ячмень, чечевицу, лен. Этому помогала река. Еще один вид занятий – скотоводство. Животные помогали пахать, навозом удобряли поля.
Изо льна делали одежду.
Меоты были ремесленниками. Они умели плавить металл и изготавливать глиняную посуду.
Жили они в круглых домах с соломенными крышами. Поселок окружали рвы и земляные валы с частоколами. В центре поселений была цитадель, где находилось жилище вождя, хранилось оружие и запасы продовольствия.
Поселения находились недалеко друг от друга, поэтому во время опасности сигналы подавались с помощью костра.

Учитель: Скажите нам, пожалуйста, меоты были воинственными племенами или мирными?

Ученик: Они воевали только тогда, когда на них нападали.
Давайте познакомимся с жизнью САРМАТОВ.
Сарматы были соседями СКИФОВ. Заселились они в IV веке до нашей эры. Основное занятие населения сарматов – кочевое скотоводство. У них не было домов, а кибитки, сделанные из войлока. Они прикрепляли их к повозкам, на которых и жили. Вокруг повозок пасся скот.
Прикрепляет на карту своего «героя».
Они научились очень хорошо делать шлемы и панцири из воловьей кожи. Еще одно их занятие было – сбор дани с соседних земледельческих племен, может быть, и меотов. Поэтому они очень большое значение придавали военной одежде и оружию.
Но самое интересное то, что один обычай сарматов нам знаком. Когда сармата хоронили, в курганы, как скифы, клали одежду, деньги, украшения. Но перед захоронением они должны были разбить зеркало или зашить его в футляр. Они считали, что в зеркале отражается душа умершего. Еще сарматы верили в силу огня, поэтому в захоронениях встречаются курильни, дым которых освобождал от злых сил.
Сарматов можно было узнать по внешнему облику: от морозов они защищались шкурами животных и сшитыми штанами. Только лицо у них было открыто, но и оно было защищено густой бородой.

Учитель: В каком виде сохранился обычай завешивания зеркала?

Ученик:  У нас в станице во время похорон завешивают зеркала, как у сарматов.

Рассказ  о ГРЕКАХ. Они заселились на территорию края в VI веке до нашей эры.
Прикрепляет на карту своего «героя».
На родине грекам стало не хватать еды, лучшие земли захватили богатые греки, поэтому простому народу пришлось искать новые места для жизни. Так они и добрались до побережья Черного моря, где и основали колонию. Селились греки рядом с местным населением, чтобы можно было с ним торговать. Греки предлагали оливковое масло, вина, тонкие ткани, дорогое оружие, стеклянные украшения и гончарные изделия, а покупали рыбу, соль, хлеб, воск и лес.
Основное занятие для греков – торговля. На кораблях они торговали по всему побережью.
В греческих городах обязательно строили храмы, в них были жрецы, приносились жертвы богам.
Вокруг городов выросли виноградники. До сих пор они занимают много места на побережье, там, где жили греки. Даже завод по производству вин носит греческое название «Фанагория».

Рассказ об АДЫГАХ. Есть у них еще одно название – ЧЕРКЕСЫ. Поселились они на территории края примерно с 1 тысячелетия нашей эры по всему левому берегу реки Кубань.
Прикрепляет на карту своего «героя».
 Национальностей у адыгов было множество: ЖАНЕЕВЦЫ, ХАТУКАЕВЦЫ, ШЕГАКИ, ТЕМИРГОЕВЦЫ, БЕСЛЕНЕЕВЦЫ и другие. Одними правили князья, другими – старосты.
Основного занятия у них не было. Одни занимались скотоводством, в основном овцами и козами, так как в горной местности это удобнее, чем пасти коров. Другие выращивали виноград. Третьи ловили рыбу. Четвертые собирали в лесу мед. Но все они очень ценили коней. Все их сказки и легенды посвящены этим животным. За хорошего коня они могли отдать все, что у них было.
Дома же они строили из простых материалов – дерева и соломы. Считалось, что дом из камня строит тот, кто не может за себя постоять. Поэтому военному делу они уделяли большое значение. Нам до сих пор знакомо мастерство джигитов.
А вот одежда их нам тоже знакома – у казаков в народном костюме есть черкеска с галунами – это от черкесов, то есть адыгов.
Где селились скифы и чем занимались?
Поселения скифов были на востоке края.
Появляется на карте еще одна картинка.
Основное их занятие – война.
А еще они царей хоронили и насыпали курганы.

Решите историческую задачу:
Клятва.
«Отец истории» Геродот рассказывает о скифах: все договоры о дружбе, освященные клятвой, совершались у них так. В большую глиняную чашу наливали вино. Затем в нее погружали меч, стрелы, секиру и копье. После этого произносили длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пили из чаши.
Вопрос: Предположите, что еще добавлялось в вино, доказывающее личную причастность каждого участника договора, кроме меча, стрел, секиры и копья?
Дети выдвигают предположения.
Верный ответ: В большой глиняной чаше вино смешивалось с кровью каждого участника договора, для чего прокалывали шилом кожу или делали маленький надрез ножом.
У названий народностей на доске учитель дописывает номера:
         1 – МЕОТЫ
         2 – САРМАТЫ
         3 – ГРЕКИ
         4 – АДЫГИ
         5 – СКИФЫ
Ответ – цифра, обозначающая народность:
- Кто научил жителей Кубани выращивать виноград и изготавливать вино?
- Какие народы строили городища с цитаделью и круглыми домами из глины и соломы?
- Какой народ оставил после себя огромное количество курганов-захоронений?
- У какого народа лошадь ценится больше всего, а искусство джигитовки сохранилось до сегодняшних дней?
- Какой народ кочевал по территории края и не брезговал сбором дани?
На доске появляется запись: 3, 1, 5, 4, 2. Идет самопроверка.
Домашнее задание по группам: 1 группе подобрать материал о причинах появления казаков на территории края, 2 группе подобрать материал о занятиях казаков на Кубани, 3 группе подобрать материал о быте и традициях казаков, а 4 группе – материал о казачьих станицах нашего района.






Тема: Население Кубани в различные исторические эпохи. Особенности быта и культуры.
Цели:
           Знать: причины заселения территории края казаками, особенности их быта и культуры
           Уметь: находить зависимость между современной жизнью на Кубани с историческими корнями
           Развивать: речь, логическое мышление, творческие способности, умение работать с книгами
           Воспитывать: любовь к родной земле, уважение к народным традициям, культуру общения в детском коллективе.

Оборудование: 1) карта Краснодарского края;
                        2) текст песни «Ой, тысяча семьсот девяносто першого року»;
                        3) иллюстрация с изображением казака;
                        4) книги для книжной выставки;
                        5) кроссворд;
                        6) клочок шерсти овцы;
                        7) перья;
                        8) мелкие монетки;
                        9) льняное полотенце;
                        10) ваганы (корыто);
                        11) рубэль (приспособление для глаженья белья);
                        12) серп;
                        13) рушник (вышитое полотенце);
                        14) макитра;
                        15) крынка.

Содержание урока:
 Что узнала каждая группа о казачестве?
         Каждая группа расскажет о своих исследованиях. А нам предстоит все выслушать, выделить главное и постараться найти зависимость между прошлым и настоящим казаков.
         Предоставляем слово 1 группе, готовившей рассказ о причинах переселения казаков на Кубань.

Почему-то все говорят о казаках, которые переселились на Кубань из Запорожской Сечи. А мы нашли в библиотеке материал о казаках, которые раньше запорожцев переселились к нам – это Донские казаки под руководством Игната Некрасова. В истории Кубани их так и называют – некрасовцы. Но жизнь их не оставила доброго следа, потому что эти казаки, вместе с турками и черкесами, промышляли разбоем. Некрасовцы встали на сторону крымского хана и во время войны, потерпев поражение, Россия признала их подданными крымского хана.
         А жили эти казаки между Таманью и Темрюком.
         Многие из них переселились в Турцию, а другие вернулись назад на Дон. Последние из них вернулись на родину в 1962 году.
         Но прославилась Кубань запорожскими казаками. В 1777 году началась война с Турцией. Командование принимает решение отправить на Кубань опытного генерала. Им был А.В.Суворов. Под его руководством за 106 дней было построено более двадцати укреплений – крепостей. Суворов сумел подружиться с черкесскими князьями и называл их своими приятелями.
         В апреле 1783 года был опубликован манифест о присоединении Крыма, Тамани и правобережья Кубани  к России.
         Новые российские земли нужно было заселять. И в 1792 году императрица Екатерина II дарит казакам особую грамоту, разрешающую поселение на землях между Кубанью и Азовским морем. А ездил к императрице за этой грамотой Антон Головатый.
В Полтавской губернии, на Украине, родился в семье казачьего старшины Антон Андреевич Головатый, ставший позже полковником казачьей гребной флотилии  Запорожской Сечи. Четыре месяца он был казачьим депутатом в г. Петербурге, где получил от Екатерины II грамоту на вечное пользование кубанской землей.
Работа в группах: о чем говориться в песне?

                           Ой, тысяча семьсот
                           Девяносто першого року, гэй!
                           Выйшов указ вид нашой царыци
                           3 Петербургу городу, гэй, гэй!
                Ой, що пан Чепига и пан Головатый,
                Зибравши всэ вийско Запорижськэ,-
                Гэй, выступае та на Кубань – ричку,
                На вишнее время всэ, гэй, гэй!
                            Ой, вы прощавайтэ, курени казацьки,
                            Уже ж нам у вас быльш не жыты.
                            Ой вы, прощавайте, вы, стэпы буджацьки
                            Вжэ ж нам по вас бильш  не ходыты, гэй, гэй.
                Бувай жэ здорова, Днипр – вода мутная,
                Пидэм на Кубань, иншон напьемся.
                Бувайтэ здорови, вси курени наши,-
                Тут вам бэз нас розвалыться, гэй, гэй!
                             Там будэмо рыты, там будэм гуляты
                             И рыбу ловыты, гэй!
                             А вражого турка, та як того зайця,
                             По скалам гоняты, гэй, гэй!

        

В честь того, что Екатерина II подарила казакам эти земли, город так и назвали – ЕКАТЕРИНОДАР. А сейчас он называется Краснодаром.

Предоставляем слово 2 группе, которая расскажет нам о занятиях казаков.

Казаки сначала занимались охраной южных границ России от набегов. Они строили КУРЕНИ – казармы, казацкие поселения. Таких куреней было 40. Потом эти курени переросли в станицы. Есть станицы, которые не поменяли своего названия. Это – Пашковская, Динская, Крыловская и другие.
         Со временем необходимость в защите отпала. Казаки стали заниматься мирным трудом. Самая большая ценность Кубани – ЧЕРНОЗЕМ – самый плодородный вид почв. Благодаря ему казаки собирают хорошие урожаи. С тех времен одним из основных занятий казаков осталось и животноводство.
Учитель: Молодцы, ребята. А что расскажет нам 3 группа? У них было самое веселое задание – рассказ о быте и культуре казаков.

Рассказ 3 группы. Казаки селились на хуторах или в станицах. Каждая станица имела от 100 до 600 дворов, церковь, торговые лавки, кузницу, водяные и 5-10 ветряных мельниц, 2-3 общественных здания (правления). Дворы в станицах строили так, чтобы на дорогу смотрела глухая стена без окон. Проходы между домами были запутаны, в них было много тупиков.
 Некоторые архивные документы донесли до нас свидетельства жизни и быта наших предков на кубанской земле. Вполне естественно, что большинство подобных документов отражают жизнь главного города Кубани – Екатеринодара.
 Например, в 1845 году в городе было около 4.000 домов, причем в основном турлучных. За этот год в городе не было ни одного убийства, грабежа, разбоя, воровства и мошенничества. Зарегистрировано одно самоубийство, пойман один солдат – дезертир и каторжник – беглец. Как тут не позавидовать!
         В каждом казачьем курене действовал СТАНИЧНЫЙ СХОД, СТАНИЧНЫЙ АТАМАН, СТАНИЧНОЕ ПРАВЛЕНИЕ, СТАНИЧНЫЙ СУД.
СТАНИЧНЫЙ СХОД – орган власти, который созывался для решения самых важных вопросов.
         СТАНИЧНЫЙ АТАМАН избирался на три года. Ему подчинялись все жители станицы.
         СТАНИЧНОЕ ПРАВЛЕНИЕ состояло из атамана, его помощника, казначея и доверенных лиц от населения.
         СТАНИЧНЫЙ СУД избирался ежегодно сходом станицы в количестве 4-12 человек. Суд атаману не подчинялся, и атаман не имел права присутствовать на суде.
         В каждом доме в правом углу висели обязательные иконы: ИИСУС ХРИСТОС, БОГОМАТЕРЬ, СВ. НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ. Также висела икона, покровительствующая местному храму, например, Покров пресвятой Богородицы, Св. Параскева Пятница и др. Например, в г. Тихорецке Свято- Успенский храм, поэтому казаки повесили бы икону Богородицы. Праздник, связанный с этим святым, отмечали всей станицей, как самый большой.
         В каждой семье были свои традиции и обряды. Это и свадьба, и рождение детей, и похороны.
         Но самой интересной традицией было то, что строили дома всей станицей, притом за помощь денег не брали.
         Мы вам сейчас покажем предметы, которые обязательно должны были присутствовать при строительстве дома, а вы попробуйте определить их назначение.
Перья, куски шерсти:  при закладке фундамента в него бросали куски шерсти домашних животных и перья домашней птицы. Зачем? (Чтобы хозяйство водилось)
Полотенце: матицу – несущее бревно для крыши, поднимали на полотенцах, а не на «пустых» руках. Зачем? (Чтобы в доме не было пусто)
Монеты: под матицу закладывали мелкие деньги. Зачем? (Чтобы в доме деньги водились)
Крест: в переднем углу дома вмуровывали крест. Зачем? (чтобы Бог помогал)
         А теперь мы предлагаем сыграть в одну игру. Эта игра была одной из любимых у казачат.
                            Дети разучивают игру «Коршун».
         Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные – цыплята. Коршун делает вид, что роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него. Цыплята держатся за наседку и друг за друга. Им нельзя разрывать цепочку. Наседка с коршуном ведут диалог:
         -Коршун, коршун, что ты делаешь?
         - Ямку рою.
         - На что тебе ямка?
         - Копеечку ищу.
         - На что тебе копеечка?
         - Иголочку куплю.
         - Зачем тебе иголочка?
         - Мешочек сшить.
         -Зачем мешочек?
         -Камешки класть.
         -Зачем тебе камешки?
         -В твоих деток кидать.
         -За что?
         - Ко мне в огород лазят.
         -Ты бы делал забор выше, коль не умеешь, так лови их.
Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, прогоняет коршуна. Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.

Дети: мы хотели бы показать предметы, которыми пользовались раньше, а вы угадайте, что это и зачем нужен был этот предмет.
         Показывают предметы из музея: ваганы - корыто, рубэль - приспособление для глажки белья, серп, рушник, макитру – приспособление для хранения маринадов, молочных продуктов, крынку – глиняный кувшин без ручки. Учащиеся определяют их назначение.

4 группа готовила рассказ об истории казачества в нашем районе.

         На нашей карте еще не размещена иллюстрация с изображением казака. Куда вы ее поместили бы?

Давайте выясним взаимосвязь кубанской казацкой жизни прошлых лет с современной жизнью. Что осталось в нашей современной жизни от быта и традиций кубанского казачества.
(Дома у некоторых построены так же, как и у казаков, из самана, а покрыты камышом. Национальный казацкий костюм не поменялся с тех лет. В нашей речи остались старые слова, например, - рушник, макитра. Много праздников мы отмечаем по казацким традициям, например, свадьба. Рождество. Казаки за это время нашли много разных занятий, но главным осталось земледелие и животноводство.)
Вопросы для закрепления:
- Откуда переселились казаки на территорию Краснодарского края?
         - Зачем Екатерина II пожаловала эти земли казакам из Запорожской Сечи?
         - В каком месте высадились первые казаки-запорожцы?
         - Как называлась столица Кубани?

Учитель: Дома предлагаю найти, разучить какой-нибудь казацкий обряд или казацкую игру.


Комментариев нет:

Отправить комментарий