День защитников Отечества

     ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ КО ДНЮ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА
"КАЗАЧИЙ КРУГ"

Цель занятия: воспитывать любовь к родине, уважение к старшим, почитание традиций, культуры кубанцев, чувство гордости за землю, на которой мы живём.

     Дорогие ребята!  В предверии праздника «Дня защитника Отечества», мы проводим конкурс «Молодой казак», чтобы доказать, что мы помним историю казачества, своего рода, чтим традиции и не растеряем тех навыков, которые помогали казакам выжить в трудных условиях степной жизни.
   Участники конкурса – все мальчики класса,  делятся на две команды и выбирают между  собой капитанов – атаманов.
   Ведущий: Я приглашаю мальчиков на наш казачий круг – это место, куда приходят казаки обсудить свои проблемы, поговорить о наболевшем, отдохнуть, посмеяться и потанцевать. Пока мальчики делятся и выбирают  капитанов, я прошу приветствовать наших конкурсантов и в ходе конкурса поддерживать их своими аплодисментами, а когда будет возможность помогать зарабатывать им очки. Все зрители тоже делятся на две группы и болеют одни за эту команду, другие за ту. Для того, чтобы конкурсы оценивались справедливо и получали заслуженную оценку, я представляю вам наше авторитетное, независимое и очень компетентное жюри:  

   Пока конкурсанты осваиваются в казачьем кругу, я предлагаю зрителям заработать первое очко для своей команды.
          За правильный ответ болельщиков команда получит 1 балл:
 Чем исстари на Руси занимались казаки?   
                                          Охота, рыболовство, защищали границы Отечества.

          Теперь можно начать первый конкурс, который докажет,
что и мы «не лыком сшиты».
1.      Конкурс «Рыболов».   Опустить привязанную к удилищу нитку в бутылку.

2.Конкурс «Охотник».                          Попадание в шары.

3.« Защитник Отечества».
Казак должен обладать многими хорошими качествами и умениями и в первую очередь – быстро одеваться.
 Одеть одежду казака.                              Конкурс атаманов.

4. Давайте проверим, что мы знаем об одежде казака:
·                       Как называлась верхняя одежда казака? 
                                                                Бешмет, кожух, пилжак, черкеска.
·       Как называлось приспособление для патронов на черкеске?
                                                                Патронтаж, газыри.
·       Как называется кубанская шапка казака?                                                                   Папаха, башлык, кубанка.
5.    Что означает слово:
Кожух – овчинная или воловья шуба;
Люлька – трубка для курения;
Черевики – обувь;
Спидница – нижняя юбка;
Намисто – бусы;
Макитра – большой горшок для теста;
Дымарь – труба из печи;
Горница – комната.

6.    Казак должен уметь все:
·        Почистить картошку;
·        пришить пуговицу.

  Пока казаки справляются с заданием, мы проведем игру со зрителями:
·       Провожая в поход казака, жена собирала ему узелок.  Что клала женщина мужу в дорогу?     Хлеб, сало, чеснок, лук, водка, кисет, табак, рушник, платок, белье.

Кубанские песни – это частичка нашей земли, огонек нашей души.
7. Следующий конкурс «Кто кого перепоёт»
·     Называем по очереди кубанские народные песни.
·     Какие из растений чаще всего употребляются в кубанских песнях?
Калина, яблоня, терен, груша, верба. Назвать строчку из песни.

  Вот и подходит к концу наш конкурс. Мы постарались показать нашу любовь к родному краю, своей земле, к дому, где мы родились и живём, к песням и традициям наших отцов и дедов. Наступило время подведения итогов конкурса и поздравления конкурсантов.

     Будьте счастливы друзья!

  В заключение я хочу провести ещё один конкурс со зрителями. Издавна известно, что семья крепкая там, где казачка хвалит казака. Конкурс на лучшую похвальбу«Не хаять, не бранить, а только хвалить».


План – конспект внеклассного занятия
Тема: Дома не пекут, а в людях на дают.
Цель: познакомить учащихся с особенностями постройки и устройства национального кубанского жилища – хаты.
Ход занятия:
Закрепление изученного материала:
У: какие виды мужской одежды были у казаков?
У: что представляла собой повседневная мужская одежда казаков?
У: что представляла собой военная (парадная) мужская одежда казаков?
Проверка домашнего задания: проведение выставки работ учащихся с оценочным комментированием. Прослушивание подготовленных сообщений учащихся о постройке кубанских хат.
Сообщение темы занятия
У: сейчас мы прослушали ваши работы. А сейчас я хочу предложить материал, который подготовил я.
Изложение нового материала:
Многие казаки лишь мечтали о собственном доме, в котором можно стать не просто хозяином, но полноправным главой семьи. Самостоятельная жизнь таких счастливчиков начиналась с вселения в новый дом. Да только будущее, точнее здоровье, благополучие и материальный достаток жильцов во многом зависело от строителей.
Первым делом очень важно было правильно выбрать место и время постройки. Непригодными для строительства казаки считали места, где в прошлом проходили дороги или располагались перекрестки, а также где ранее в доме случился пожар. Выбранное место подвергали проверке, чтобы узнать какими качествами оно обладает. Для этого часто прибегали к гаданию. К примеру, на ночь на углах предполагаемого дома оставляли небольшие горстки зерна. Наутро придя на «испытуемое» место, смотрели: если горстки были кем-то разорены, значит, прибыли здесь не жди - и переходили на другое место. Если же зерно оставалось нетронутым, то начинали закладку дома. Бытовало и такое гадание. Хозяин устраивался на присмотренном месте на ночлег, а утром прислушивался: если слышал мычание коров, ржание лошадей, кудахтанье кур – место подходит, «хозяйнувать здесь можно». Очень часто приглашали священнослужителя, чтобы он освятил приглянувшийся участок.
Кроме хорошего места очень важно было выбрать правильное время. Самым благоприятным считался период полнолуния – «полно и в хате все будэ». Нежелательным было начало такого большого дела в понедельник – «тяжелый день». Также запрещалось строить дом в високосный год.
Закрепление нового материала:
У: как выбирали место для закладки будущего дома? Где нельзя было строить и какие места считались хорошими?
У: какое время считалось неблагополучным для постройки дома?
Продолжение изложения нового материала:
Для обеспечения богатой, полной изобилия, счастливой жизни при закладке дома в фундамент святого угла клали зерно, деньги, шерсть, перья. А чтобы обезопаситься от вредоносных сил закладывали деревянный крестик, уголек из кадильницы, ладан. После того как был вырыт неглубокий фундамент, прибегали к повторной проверке выбранного участка. Для этого в фундамент сыпали зерно, и если оно не прорастало через три дня, стройку могли забросить.
Внимание обращали и на ветер. Если при возведении стен он будет восточным, то это спасет дом от «мокрения», а если при усткновке окон будет дуть суховей, то зимой стекла не будут потеть.
Само строительство начинали обычно со святого угла после прочтения молитвы, причем при дальнейшем строительстве он должен быть выше остальных.
Закрепление нового материала:
У: что делали для того, чтобы была богатая, полная изобилия, счастливая жизнь?
У: что совершалось для защиты от вредоносных сил?
У: какие еще правила соблюдались при строительстве дома?
Продолжение изложения  нового материала:
Одним из важнейших моментов при строительстве дома считалось поднятие матицы или матки – центральной потолочной балки, и это не случайно. Считалось что, если балка, выбранная из крепких пород дерева, в готовом доме треснет, то хозяина ждут болезни и даже смерть. К укладке матицы приступали после обеда, причем других строительных работ в этот день уже не проводили. Поднимали ее на полотенцах, цепях или же в рукавицах  - голыми руками прикасаться к ней было запрещено, это могло привести к бедности хозяев дома. Под матицу тоже укладывали перья, деньги и шерсть.
После возведения всего здания начиналась обмазка стен и потолка. Такая работа считалась сугубо женской. Первой этот процесс начинала хозяйка, причем обязательно от святого угла, в который еще раз закладывала зерно, шерсть и монеты. Затем к ней присоединялись все пришедшие женщины. Мужчины лишь готовили и подавали глиняный раствор.
Закрепление нового материала:
У: что такое матица?
У: какие правила существовали при поднятии матицы?
У: что совершали на заключительном этапе строительства?
У: кто выполнял эту работу?
Продолжение изложения нового материала:
По окончании строительства дома проводилось угощение пришедших на помощь людей. Оно было символической платой за труд.
Однако с «наймыкамы» (профессиональными строителями) все было иначе: их благодарили от всей души. Считалось, что недовольные рабочие могли пошутить над хозяином. Так на следующий день после установки матицы они могли переустановить ее и тогда хозяину будет сопутствовать неудача.
Закрепление нового материала:
У: чем завершалась постройка дома?
У: чем служило угощение?
У: почему с наемными рабочими следовало обходиться особо щедро?
Домашнее задание: из пластилина изготовить макета казачьего дома для проведения коллективной работы «Панорама «Казачья станица».



Комментариев нет:

Отправить комментарий