Красная книга Кубани

ТЕМА: Красная книга Кубани.

ЦЕЛЬ:
1.     Познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в нее внесены, рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.
2.     Развивать речь, мышление, расширять кругозор.
3.     Воспитывать бережное отношение к животным.

ОБОРУДОВАНИЕ:
стенд «Как прекрасен этот мир!» 
(фотографии, рисунки редких животных),
выставка книг по теме, кроссворд, схемы «Правила поведения в природе» (о животных).

ХОД УРОКА:
-         Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги.
         Ребята, посмотрите на стенд: как прекрасен этот мир! Неправда ли, прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях и рисунках! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица земли.
         Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них – за последние 50 лет. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека. К началу 20-го века стало очевидно, что необходимо принять специальные меры по спасению животного и растительного мира.
         В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов – МСОП. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее растений, которые находились на гране исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.
         Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.
-         Для чего нужна Красная книга?
         Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что-то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.
-         Как вы думаете, почему назвали именно Красной  книгой, а не желтой, синей? (Красный цвет это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.)
         Красная книга – это сигнал опасности. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными, о животных и растениях.
         Меры, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые листы Красной книги, где представлены уже спасенные животные и растения.

Что влияет на исчезновение животных и растений? Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки, озера – это дом.
         Давайте послушаем сообщение о животных, которые нуждаются в охране. Слушайте внимательно.
         Заранее подготовленные ученики  рассказывают о выдре кавказской, рыси, зубре, дрофе, серой жабе, пчеле-плотнике, лебеде, журавле, кудрявом пеликане.

Нам в класс поступили жалобы от животных.
Жалоба 1.
«Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы ни я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба, потому что я лучший охотник за полевыми мышами, которые уничтожают урожай».
- Кто это?    (Это сова)
         Сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Жалоба 2.
«Люблю влагу. Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая и в огороде и на болоте».
- Кто это?   (Это жаба)
         Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу и - они исчезнут.
Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, еж, синица, дятел, лягушки и др. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.
-         Давайте вспомним экологические правила.
         Ученики называют правила, а учитель вывешивает плакаты и знаки с названными правилами:
1.     Не разоряй птичьи гнезда.
2.     Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут насовсем покинуть гнездо.
3.     Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
4.      Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
5.     Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.
6.     Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
7.     Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
8.     Не разоряй гнезда шмелей. Шмели – насекомые, численность которых в последнее время резко сократилась. Причина этого – широкое, неумеренное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к которым шмели очень чувствительны; уничтожение шмелиных гнезд при сенокошении; выжигание сухой травы на лугах. Усугубляет тяжелое положение шмелей разорение их гнезд ради меда, который не вкусен или просто ради забавы.
9.     Не разоряй муравейники.
10.           Береги лягушек, жаб и их головастиков.

Вопросы для закрепления:


1







2






3








4






5




6











1.     Это парнокопытное животное с густой бурой шерстью.  (Зубр)
2.     Эта птица весной «бормочет» и «чуфыркает», что означает: весна пришла, встречайте!  (Тетерев)
3.     В двух-трех летнем возрасте – эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются.  (Журавль)
4.      Это большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности.  (Лебедь)
5.     Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости.    (Тигр)
6.     Эта птица носит рыбу детенышам в клюве.    (Пеликан)

-         Прочитайте слово, которое получилось в выделенном  столбце.  (БЕРЕГИ!)
-         Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода, почва…

Группа учащихся читает стихотворение  «БЕРЕГИ ПРИРОДУ»
1-й чтец:
Ты видел, в лебедей стреляли?
          Ты видел, как они упали?
                                         Скажи, а если б птицы знали
                                         И если б только понимали,
     Что их полет прощальным будет,
                                         Их на зоре подстрелят люди,
                                         Скажи, они бы не летали?
2-й чтец:
                                         Наверно, даже если б знали
                                         И даже если б понимали,
   То все равно б взмывали в высь.
                                         Ведь небо – это их стихия!
                                         Ведь небо – это их свобода!
Ведь небо – это вся их жизнь!

3-й чтец:
                                        А в небе – стая журавлей.
     Так грустно над землей кружится.
     Земля… Скажи, что стало б с ней,
 Когда б на ней умолкли птицы?

4-й чтец:
Тогда бы мертвым стало небо.
                                        И – тишина в пустых лугах,
                                        И , может быть, колосья хлеба
                                        Не колосились бы в полях.
                                        И на полях уж не грачи,
                                        А стаи черной саранчи.

5-й чтец:
                                        Я не хочу такого мира,
                                        Где все так серо, все уныло…
                                        Опомнись, вздрогни человек.
                                        Не долог на земле твой век
                                        Но что после себя оставим?
   И чем себя мы здесь прославим?
                                        Убитой птицей на заре?
                                        Лесами черными в огне?
                                       
                                          И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферою зловонной?
     Иль речкой с мертвою плотвой?
  Полями с выжженной травой?

6-й чтец:
    Опомнись, вздрогни, человек!
 Перед природой ты в долгу,
     И славен, будет пусть твой век
                                           Травой душистой на лугу.
         И трелью птиц веселой, звонкой,
   И шумным плеском родника,
  И гроздьями рябины тонкой,
                                           И синим глазом василька,
                                           И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и дубрав…


Домашнее задание: изобрази экологическое правило в виде знака

Комментариев нет:

Отправить комментарий